Магазин фейерверков БА-БАХ
Яндекс.МаркетВКонтактеYouTube
вход / регистрация
Москва и область:8 495 150-39-89
Регионы: (звонки бесплатно)8 800 500-39-89
Ваш Заказ:


 
Наша группа ВКонтакте

Есть вопросы?
Пожалуйста, задавайте их в нашей группе Вконтакте, чтобы их смогли прочитать другие покупатели.

Оперативный и подробный ответ гарантируем!

Хиты продаж

Пиротехника на Руси: от древних славян до екатерининского времени

Древние славяне - огнепоклонники

Древние славяне, как известно, поклонялись Перуну - аналог Зевса и тому подобных богов. Бог-громовержец, небесным пламенем испепеляющий непокорных и отступников. То есть, вполне можно назвать славян "огнепоклонниками". Огонь, безусловно, воспринимался, как нечто сверхъестественное. Аналогичным - божественным - статусом обладало и солнце, которое вполне буквально понимали как небесный божественный огонь. Вот как летописец описывает ритуалы, посвященные Перуну: "великий Перун, имеющий вид мужчины с ослепительным камнем в руках, который сияет, подобно неугасимому пламени. В жертву ему приносят огонь с постоянно горящего дуба...".

Разумеется, никаких фейерверков в те времена не было. Сохранилась лишь традиция прыгать через высокий костер - традиция, которая есть у многих народов...

Дмитрий Донской: "потешные огни"

Если же нас интересует "настоящая" пиротехника, то история ее использования начинается намного позже. Первые документированные свидетельства относятся к временам Дмитрия Донского, т.е. к 14 веку н.э. Это были не "отечественные", а привозные фейерверки, которые в то время именовали "потешными огнями". Огни эти привозили для развлечения Димитрия из Германии. Следущий эпизод относится уже к времени Великой Смуты. Можно сказать, что вместе с польскими оккупантами на русскую землю проникла и модная забава из Европы - фейерверки. В честь женитьбы на Марии Мнишек, Лжедмитрий специально вывез пиротехнику из Европы, устроив красочное пирошоу. Как и все фейерверки того времени, это была сложная наземная композиция из фонтанов, факелов - в числе прочего был "дракон трехглавый, огнем дышащий". Ракеты, не говоря уже салютных батареях, еще не были придуманы.

Потешные огни

При первом царе из династии Романовых, Михаиле Федоровиче, использование фейерверков уже носило регулярный, не эпизодический характер. Была устроена целая "потешная палата", в задачи которой входило развлечение царя и придворных. Устраивались и "огненные потехи", т.е. те же наземные фейерверки. Сперва мастера приезжали в Россию из Германии, других стран - приблизительно к концу 16в. начали появляться и доморощенные мастера.

Бурное развитие фейерверков при Петре Первом

Фейерверки продолжали оставаться "заморской забавой", поэтому неудивительно, что особый размах и популярность эти огненные игрища получили при Петре Первом. На совершенолетие монарха был устроен, как сказали бы сейчас, "чумовой" салют - до этого дня ничего подобного на Руси не видывали. Были запущены в небо множество недавно изобретенных ракет, и разумеется, на земле вспышкам и взрывам ракет вторило грандиозное наземное пиротехническое пиршество. Уникальной была и дороговизна представления: один залп обходился казне в 10 тыс. рублей. Тех еще рублей - на такие деньжищи вполне можно было приобрести стадо коров в 3000 голов. Что и говорить, не жалели тогда ни людей, ни золота! А сегодня некоторые с удивлением смотрят на людей, которые тратят по 10-20 тысяч (уже нынешних) на новогодние фейерверки!

Стремясь сделать Россию великой европейской державой, молодой Петр старался как можно активнее прививать в российской верхушке вкус во всему иноземному - читай, современному и прогрессивному. К числу этих вещей закономерно относилась развлекательная пиротехника. Очень быстро проведение фейерверка стало строго обязательным сопровождением всех мало-мальски значимых государственных свершений и событий. Результат не заставил себя ждать: очень скоро российские мастера огненных дел ни в чем не уступали своим западным коллегам. Выписывались книги, специалисты, жившие затем в Немецкой слободе - все делалось для того, чтобы "догнать и перегнать", в те дни - не Америку, а Голландию, Швецию, Германию, Великобританию...

Для того, чтобы оценить масштаб пиротехнических представлений того времени, приведем в пример описание фейерверка в честь Петра и его посольства. Фейерверк был построен как спектакль и состоял из трех отделений. Отделение первое: восемь пылающих пирамид, составляющих вензель императора российского, российский герб и приветствия. Отделение номер два: триумфальная арка, построеная на дворцовом пруду. По пруду плавают лебеди, и сирены с прикрепеленными пиротехническими огнями и фонтанами (остается только надеяться, что это были не живые лебеди, а бутафорские...). На триумфальной арке также закреплен российский герб. Третье отделение являлось триумфальным финалом, изображающим только что построенный российский флот.

Виды фейерверков в Российской империи. Ломоносов и пиротехника

Фейерверки в Российской империи

Русские пиротехники удивительно быстро совершенствовали свое мастерство. Что не удивительно - их поддерживал сам Петр I, не жалея средств. При изготовлении пиротехники стали использовать множество новых составов, окрашивающих солей, что сделало фейерверки намного более зрелищными. Также научились изготавливать большое число разновидностей пиротехнических изделий - практически все, что делали в Европе, делали и у нас. Фейерверки в те времена подразделяли на "низовые", "срединные" и "верховые". "Низовые" фейерверки - это разные типы наземных фонтанов, марсовый огонь и все в таком духе. Срединные - "бураки", т.е. фестивальные шары, а также римские свечи. "Верховые" - это высотные фейерверки тех типов, что знали тогда, в первую очередь ракеты, а также шутихи. Шутиха это разновидность ракет, которая при полете оставляет след в виде зигзага. (сейчас этот термин не употребляется). Поскольку фейерверки часто устраивали в парках и на прудах, были распространены наводные, плавающие изделия. "Квакари" были сделаны из толстой бумаги, и набивались пороховым составом. Подожженый квакарь вертелся вокруг своей оси и смешно подпрыгивал, как лягушка - отсюда и название. "Дукер" - это по сути, тот же фонтан, только приспособленный для горения на воде.

Поводом для проведения фейерверк-шоу могло стать не только важное официальное, политическое событие, но и военная победа, или даже простое ожидание баталии. Видимо, сказывалась подсознательная связь с традициями предков, славян, пытавшихся "огненными обрядами" задобрить Перуна перед битвой. Грандиозные фейерверки были устроены Петром в честь первой "виктории" над шведами, по случаю взятия Шлиссельбурга, а также - разумеется - Полтавской битвы. Подобные шоу, как и все в то время, носили аллегорический характер. Обязательно был сюжет: русские воины, русское войско, изображенное в виде рыкающих и грозных мифологических зверей; персонажи из античной мифологии - Зевс, Марс, Меркурий и т.д., которые оказывали свою поддержку и покровительство, и враг, который бывыл побежден или с позором убегал. На подобные праздничные салюты средств, сил и мастерства не жалели - это было делом государственной важности! Расходовалось огромное количество пороха, очень дорогого в те дни, нередки были несчастные случаи. Сооружались целые подобия дворцов или театров - которые при своей показной роскоши были одноразовыми. Им предстояло сгореть в пламени пороховых зарядов, форсов и шутих.

Самые прославленные ученые тех лет принимали участие в создании фейерверков. Среди них был и великий Ломоносов. Вот что он писал в те годы: "был устроен фейерверк... с храмом, по сторонам которого аллегорические фигуры сидят, собой олицетворяя страны света, взирающие с почтением. Храмина же сия Российскую Державу собой олицетворяет". Непосредственной подготовкой фейерверка к запуску руководил один из ближайших учеников Ломоносова, В.Клементьев. Среди перечисленных аллегорических фигур была Европа, восседающая на белом тельце и приносящая в российский храм щедрые дары; Америка, стоящая в позе подчинения и преданности, и удивленная Африка. Не стоит уточнять, что российской политической элите такие аллегории были зело по вкусу.

Фейерверки при Екатерине Второй

Фейерверки в Российской империи

Теперь, пропустив нескольких непопулярных монархов, обратимся к другой прославленной эпохе - Екатерининской. Екатерина Вторая была наследницей своего предка и дальнего родственника - Петра - не столько по крови (ее там было немного, Екатерина почти чистая "немка"!), сколько по духу, по значимости, и неофициальному титулу - "Великая". Подбно Петру, она увлекалась всем западным, и как он немало сделала для развития феерверочного искусства на Руси. Только в один год - 1758 - Петербург увидел три грандиозных пиротехнических шоу, устроенных по разным поводам. Исторические анналы сохранили свидетельства иностранцев, приезжавших в императорский Петербург - многие уверяли, что ничего подобного русским фейерверкам в Европе нет, по размаху и красоте. Приведем описание "потешных огней", которые ознаменовали собой коронацию Екатерины II: "две машины... поразительной мощи, которые огненные реки вверх подымают", "иные машины... представляют аллегорию с вертящимися и крутящимися полыхающими колесами...". Упомянут также и впечатляющий высотный фейерверк.

Не следует думать, что только жители столицы Российской Империи - Петербуга - могли лицезреть всю эту огненную роскошь. Популярность потешных огней и стремление подражать вкусам и привычкам императрицы привели к росту популярности пиротехнических представлений по всей стране. Москва, Царское Село, Полтава, Казань... список этот можно продолжать.

Конечно, ни о какой "бытовой пиротехники" в те годы речи не шло. Это было развлечение знати, притом самых сливок - поскольку каждый фейерверк был "штучной работой" и требовал огромного труда множества квалифицированных специалистов, которых в то время было крайне мало, а также огромных затрат. Вплоть до конца 18 века абсолютное лидерство продолжали удерживать наземные пиротехнические композиции. В первую очередь потому, что такие фейерверки можно было наполнить "смыслом" и дать зрителям определенное время на его понимание. Фейерверки понимали, как разновидность спектакля: писался сюжет, продумывались тонкие метафоры. Художники и декораторы создавали "сцену" и "декорации". Все это потом безжалостно сжигали в огне. Можно с сожалением сказать, что напрямую это искусство до наших дней не сохранилось. В нашем понимании салют - это небо, полное бушующих огней, яркие и эффектные залпы и спецэффекты... и ровно никакого смысла. Только внешняя красота. И это легко объяснить - ведь в наши дни салют - это крайне демократичное удовольствие, которое наблюдает огромное количество людей. А не небольшая горстка избранных аристократов и царствующих особ.

Другие материалы по этой теме:

Вернуться на главную "Энциклопедии пиротехники"

Наши партнеры:

Мы продаем пиротехнику только лицам старше 16 лет